Нейропластика мозга
Мнемоника

Цепочки прошлого

Автор:
стр. из 3

 

 

«Жизнь невозможна без памяти… Наша память формирует наш разум, наши чувства, даже наши действия. Без неё мы никто»
Luis Buñuel


Общие сведения


Психолог Уильям Джеймс в 1890 году выдвинул предположение, что краткосрочная («первичная») память качественно отличается от долговременной («вторичной»). Впоследствии данную теорию развили Алан Баддели  (Alan Baddeley) и Грэм Хитч (Graham Hitch). Суть её заключается в том, что существуют отдельные буферы для различных видов информации. Так, аудиальные буфера содержат информацию, которая может быть представлена устно. Все они формируют эпизодический буфер (кратковременную память), который находит своё отражение в долговременной памяти (LTM). В нашем случае интересен тот факт, что каждый из эпизодических буферов (звуковая, слуховая и др.) в некоторой степени независим. По логике, если две задачи, будут использовать один и тот же механизм обработки, они должны противодействовать друг другу или накладывать вторичные эффекты (шум) при одновременном выполнении. Исследования Баддели подтвердили, что полностью независимые потоки информации (аудиальная, визуальная, кинестетическая, макросматичекая, гевзиева) воспринимаются независимо друг от друга [1], т.е. за счет кратковременной памяти может быть воспроизведен любой из них, в то время как долговременная память оперирует исключительно их симбиозом.

Пояснить это поможет пример с заучиванием стихотворения под Вашу любимую (или вовсе незнакомую) музыку. При его воспроизведении Вы не вспомните, что играло в тот момент, или какие ароматы витали в воздухе… т.к. доминантой в тот момент Вами была "маркирована" визуальная информация с акцентом на символическую память. И в тоже время, если Вас спросить еще в момент учебы, о проигранной с минуту назад музыке, Вы сможете ответить довольно подробно.

Кратковременная память оказывает первоочередное влияние на интеллект [2], количество задействованных буферов, их объем и активность формируют не только нашу память, но и способности её использования. При развитых навыках можно добиться не только параллельного восприятия различных источников (слушать лекцию и одновременно читать книгу), но и расширить каждый из каналов восприятия (запомнить не только речь лектора, но и комментарии соседа). На этом базируется известный приём «Цезарь» — написание отличных по содержанию текстов обеими руками под диктовку двух разных людей.

 

Следующая

На странице доступны функция бесконечной прокрутки и опция асинхронной загрузки для Вашего максимального удобства в прочтении содержимого. Автоматическая догрузка активируется при скролле вниз.